Архитектура

Малые архитектурные формы

 
Сады создаются не только из деревьев, трав, кустарников из цветов, то есть живых материалов. Их облик прекрасно дополняют всевозможные сооружения, традиционно называемые малыми архитектурными формами. Они придают зеленому пространству ощущение уюта, идее сада – завершенность. Кстати, именно мостики над ручьями, беседки, увитые душистыми цветами, арки из вьющихся растений и лавочки в укромных местах – самые любимые места владельцев сада, наиболее популярные малые архитектурные формы. Ведь от того, насколько правильно выбрано для них место, зависит общая привлекательность участка вокруг дачи или дома. Более того, грамотное расположение названных элементов позволяет условно поделить территорию на сектора, каждый из которых имеет назначение и функциональную значимость.

Беседка – садовое сооружение, любимое как сегодня, так и пару столетий назад. Ведь это место отдыха в жаркие часы, спасение от дождя, площадка, с которой открывается вид на сад. Именно поэтому располагать беседку нужно в таком месте, которое позволяет видеть самые живописные части местности. Компании, специализирующиеся на их производстве и продаже, могут предложить как скромные, стандартные (круглые и квадратные, многоугольные) беседки, так и причудливые, неожиданные (стилизованные под деревенский дом или терем).

Не секрет, что вьющиеся растения – это красиво. Они требуют опоры. Самой простой является решетка. При этом она может быть сплошной или створчатой, прямоугольной, легкой или массивной (для закрепления виноградных лоз), кристаллического или корзиночного плетения. Лианы и ампельные цветы можно расположить на ней в горизонтальном или вертикальном направлении. Устанавливают решетки группами или по одной.

Ажурные узкие конструкции именуют арками. Несколько арок, связанных между собой, или глубокая арка – это пергола. Обе выполняют функцию разделителей секторов, а также украшают пространство сада. Как правило, арки располагают около живых изгородей или стен. Образовавшаяся ниша – место для скамейки, вазона, статуи. С помощью арки можно акцентировать внимание на входе в другой сектор сада. Чтобы сильный ветер и дожди не угрожали аркам и перголам, они должны быть прочными и устойчивыми.

Переносная мебель из пластика – не самый лучший вариант. Малой архитектурной формой можно назвать встроенную мебель, которая составляет элемент ландшафта, указывая на наиболее уютные его места. Так, в каждом саду должна быть скамья. Ведь так хочется любоваться цветением и рыбками, живущими в пруду, вдыхать ароматы и отдыхать за разговорами. Поэтому выбор места для скамьи – дело ответственное. Центральным местом в саду может стать скамейка, которая окружает дерево. Вариантов много. Так, скамейка может стоять уединенно внутри перголы или сливаться с общим настроением пейзажа; может просматриваться через аллею или возникать как сюрприз, располагаясь за углом.

Материалом для мебели чаще всего служит дерево. Лучше его не красить. Если уж решили это сделать, то выбирайте натуральные тона. Отлично смотрится белая мебель. Яркие тона подходят тогда, когда столы, стулья и скамейки являются главными элементами сада.

Но мебель делают и из камня, чугуна. Выглядит она серьезно и респектабельно. Цены на такие изделия высоки. Зато доступны столы и стулья из сплавов недорогих металлов.

Изящные мостики – место пересечения прудов и водоемов, которое служит украшением ландшафтной композиции, привлекая внимание всех, кто гуляет в саду. Если пространство оформлено в восточном стиле, то функция мостов – символическая. Значит, их нужно украшать различными способами, расписывать яркими красками. В европейских садах, где ценится природная составляющая, актуален прямой мост из дерева, проходящий над водой. Его используют по прямому назначению, а значит, простота дизайна равна функциональности. Чем проще он выглядит, тем лучше.

Кстати, деревянные мостики – это самый экономичный вариант. Поскольку для создания моста из камня нужны не только большие средства, но достаточный опыт в сфере садово-паркового и ландшафтного строительства.

В специализированных компаниях можно заказать стальной или чугунный мостик. Такое изделие отличается прочностью и долговечностью. Его длина может быть абсолютно любой. С помощью названных универсальных металлов можно создать как традиционную, так и эксклюзивную конструкцию (например, горбатые и арочные мосты). При создании современных малых архитектурных форм применяют проволоку и стальные детали, поскольку так добиваются сочетания прочности и зрительной легкости.

Часто в садах встречается сочетание нескольких видов малых форм садовой архитектуры. Если вдоль тропинки, которая ведет к беседке, расположить некоторое число шпалер, над которыми добавить крышу в виде пергол, то получим бельведер. Шпалеры сделают свою дело, превращая эту конструкцию в галерею. Также можно дорожку, ведущую к беседке, украсить колоннадой, которая несет невесомые перголы.

Как уже было сказано, садовые сооружения выполняют из дерева. Почему? Потому что этот материал имеет массу преимуществ перед другими строительными материалами: является экологически чистым, пластичным, мало весит, отличается технологичностью, предлагает возможности резьбы и выжигания. И стоит достаточно дешево. А еще потому, что любой стиль не может обойтись без дерева. Как классический, так и деревенский, например.

Немало людей отдают предпочтение капитальным сооружениям, выполненным из кирпича и гранита, камня и бетона, а также прочих современных материалов (пластик, металл, цветной кирпич, декоративные камни - в том числе, искусственные).

Любая конструкция может быть приобретена в готовом виде или сделана по макету заказчика мастерами фирм. Дизайн может быть разработан и архитекторами. В таком случае, материалы подбирают не только те, что нравятся хозяину участка, но и такие, которые более всего соответствуют выбранному стилю и направлению, особенностям ландшафта.

Каждая малая архитектурная форма должна соответствовать территории сада по своим пропорциям, помогать в деле создания единого стиля композиции,
гармонировать с домом, вписываться в пейзаж, окружающий садовый участок. При этом объекты должны выполнять как декоративные, так и утилитарные функции. Ведь красота без функциональности - как и функциональность без красоты - одинаково бесполезны.

Расположение садовых архитектурных форм в пространстве участка должно указывать на композиционные узлы, смысловые акценты, которые можно раскрыть лишь по мере передвижения по садовым дорожкам. Также расположением должны подчеркиваться замыслы ландшафтного дизайнера, работавшего над каждым сектором сада.

Все названные элементы необходимо так сочетать между собой, чтобы они были соразмерены площади сада, пропорциональны друг другу, чтобы композиция воспринималась в единстве. Соблюдение названных правил возможно лишь тогда, когда за дело берется человек, обладающий нужными знаниями и эстетическим вкусом.