Камни

Камни в японском саду



Главным элементом японского сада являются камни. В Японии традиционно принято считать высшим творением природы камень, а не человека, и поэтому именно через камень наиболее полно можно передать информацию об окружающем мире. Следовательно, при создании любого японского сада вначале необходимо выбрать соответствующие камни. При этом следует учитывать ряд важных факторов, таких как размеры и форма камней, их местоположение и функциональное назначение, общий стиль композиции, характер использования места, где будет находиться японский сад, фактура, структура, происхождение камней. Все эти факторы – значимые части языка сада, его комплексные составляющие, и рассматривать их необходимо в совокупности.

Происхождение камней может быть самым различным. Это могут быть и обломки скал, и крупные камни – результат выветривания горных пород, и обработанный водным потоком речной гравий, и отшлифованная прибоем морская галька. При проектировании японского сада все же следует помнить, что придать ему истинно японский колорит при помощи камней местного происхождения довольно сложно. Гладко обработанные ледником разноцветные камни, часто встречающиеся на территории Европы и Америки, найти в природе и в садах Японии практически невозможно, так как ледник туда не добрался.

В японских садах камни чаще всего используются для украшения дорожек и создания пешеходных троп через водные преграды, для оформления композиций в водоемах и на их берегах. Для создания светлого фона всему, что было построено или посажено на больших открытых пространствах, в древности их покрывали мелким светлым гравием. В средней полосе России такую засыпку уместно использовать только фрагментарно. Например, заполнять галькой собирающие дождевую воду лотки или использовать ее при устройстве отмелей водоемов.

В основе принципа сбалансированности каменных композиций лежит выбор центрального (главного) камня - сюсеки, первого подчиненного камня – фукусеки и второго подчиненного камня – киакусеки. Итогом должен быть некий соразмерный треугольник, составленный из трех выбранный камней. Идея сбалансированного треугольника заложена в каждой композиции японского сада и не является исключительным свойством каменных групп.

В цветочной аранжировке икебана также применяется этот принцип. В этом случае тремя элементами, располагаемыми на разных уровнях, являются небо – человек – земля.

Но и в этом случае, как и во всяком правиле, встречаются исключения. Отклонения от канона допускаются как в цветочной аранжировке (иногда физическое присутствие одного из трех элементов только подразумевается), так и в каменных группах японского сада. В некоторых случаях каменная группа японского сада может включать в себя два фукусеки и несколько киакусеки, и тогда два или три камня представляют собой одну из вершин треугольника. Иногда один из трех элементов опускается. Но во всех случаях отклонения от канона обусловлены необходимостью сохранения пространственного равновесия композиции.

Обработанные камни можно встретить в более поздних японских садах. Это направление в садовом искусстве Японии считается модернистским. Один яз ярких его представителей – признанный мастер Кобори Энсю. Обработанные камни в Японии называют "одетыми". Отличительное свойство обработанных камней - определенная симметрия, вытекающая из их изначальной формы, которую все же смягчают при помощи естественных элементов – воды или мха. Использование "одетых" камней положило начало своеобразной революции в садовом искусстве Японии, выраженной во введении прямых геометрических линий и правильных кривых соединений взамен естественным, свободным формам, применяемым ранее.

Автор статьи: Кипин Михаил, биржа контента eTXT.ru