Каменные фонари

Каменные фонари в японских садах.

В японских садах встречается множество видов каменных фонарей, у каждого из которых существует немало подвидов. Пять основных типов фонарей, выделяющихся в японском садовом искусстве, - это Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро и Оки.

Каменным фонарям японского сада, несмотря на их разнообразные виды, присуща единая традиционная конструкция, состоящая из шести элементов: подставка или опорный камень, опора, подставка камеры светильника, камера, крыша и навершие.

На японском языке словосочетание «каменный фонарь» звучит как «торо». Данное слово пишется совместно с собственным именем фонаря через дефис, то есть Оки-торо, Касуга-торо и так далее.

С каждым из каменных фонарей из японских садов связана красивая история…

Юкими-торо переводится с японского как "фонарь любования снегом". Его отличие от других каменных фонарей, обитающих в японских садах, в большой плоской крыше. Такой тип крыши фонаря Юкими-торо не позволяет мгновенно растаять выпавшему снегу, позволяя продлить очарование столь редких для Японии проявлений зимы. Этот тип каменных фонарей имеет обычно три или четыре опоры, которые либо подпирает большой береговой камень, либо их заглубляют в землю. Наиболее часто эти фонари устанавливается в японском саду на камнях, свисающих над водоемом, на островах, на которых растут сосны или можжевельники, на крутых мысах. При этом он обязательно устанавливаются возле воды, для того, чтобы фонарь мог отражаться в ее зеркальной поверхности.

Орибе-торо в переводе с японского означает «фонарь мастера Орибе». Согласно легенде о происхождении данного фонаря в одном из буддийских храмов в начале XVI века жил мастер чая Орибе. В этот период началось правление Токугавского сёгуната. Политика сегуна Иёасу Токугава провозгласила начало изоляции Японии от внешнего мира, а также введение запретов практически на все религии, за исключением буддизма и синтоизма. А исповедование христианства во время правления сёгуната считалось опасным для жизни. Мастер Орибе как раз являлся христианином. На нижнем участке ножки каменного фонаря, постоянно прикрытой листвой растений, мастер тайно от всех вырезал христианское распятие. Данный фонарь находился неподалеку от цукубая – каменной чаши, ведь Орибе был мастером чая. Из цукубая набирали воду для чайной церемонии. Согласно существовавшей традиции, мастер чая подходил к каменной чаше, становился на колени на камень, лежащий перед ней, обратясь лицом к фонарю, находящемуся позади цукубая. И невозможно было подумать, что во время этого буддийского ритуала мастер орибе обращался к христианскому богу…

Насколько эта легенда соответствует истине, сказать конечно сложно, но фонарь Орибе с изображением человеческого распятия в нижней части его ножки и по сей день устанавливается в японских садах только рядом с чайным домиком, около цукубая. А зеленая листва деревьев и кустарников надежно скрывает от любопытных глаз запретное изображение на нижней части ножки этого каменного фонаря.

Касуга-торо отличается тем, что стоит на круглой в сечении опоре, чью верхнюю и нижнюю часть, а также основание, покрывает резной орнамент. Касуга-торо очень изящен и часто становится центром композиции. Такие фонари хорошо видно как в глубине сада, так и у входа в дом или беседку, где иногда их устанавливают симметричными парами.
Фонарь Касуга легко узнать по шестигранной крыше с загнутыми вверх углами, что навевает мысли о связи с южно-японскими или даже китайскими традициями.

Совсем иное впечатление производит фонарь Ямадоро-торо – он выглядит древним, вросшим в землю, и может быть покрыт мхом. Этот фонарь составлен из грубо обработанных камней и нарочито асимметричен, притом обычно не превышает одного метра в высоту. Камера светильника состоит из четырёх граней и имеет круглое сквозное отверстие. Ямадоро-торо отлично сочетается со столь же грубым каменным мостом, изогнутым над ручьём, в обрамлении ветвей деревьев и кустарника, которые создают полумрак и повышенную влажность. В таком месте фонарь может действительно обрасти лишайниками и мхом, что придаст ему особую прелесть.

Самый маленький среди всех – фонарь Оки-торо. По традиции, свойственной Японскому садовому искусству, каждый фонарь имеет строго отведённое для него место. Оки устанавливают подле совсем маленьких прудов, либо галечных отмелей в водоёмах. Иногда их устанавливают около высохшего водоёма, такая черта характерна для дзенских садов. Для такого типа фонарей свойственно отсутствие опоры, даже опорного камня или подставки камеры светильника. Обычно высота Оки-торо не превышает сорока сантиметров, скорее наоборот, такой фонарь будет ниже; при всём прочем он должен быть пропорционален размерам отмели и водоёма.

Количество фонарей в японском саду не определено строгими правилами, если позволяют размеры последнего, их может быть несколько, но для сада небольшого размера хватит и одного.

Несколько веков назад фонари были предназначены исполнять свою непосредственную функцию – освещение, хотя свет от них всегда неярок и не охватывает больших площадей. Несмотря на это, фонари с их мягким светом выглядят очень красиво и необычно в тёмное время суток. Для них хватает обычной свечи, совершенно необязательно подводить электричество к японским фонарям.

Авторы статьи: Коряшникова Елена Геннадьевна, Прутовых Дарья, биржа контента eTXT.ru